Рожденные в Братской епархии

ЧАСТЬ 3. Социальная работа

Огромную социальную работу ведет отец Алексий . Большое количество больниц и сельских приходов в его ведении показало, как уязвим и хрупок человек в нашем мире: и душевно, и телесно. Так случилось, что вся эта человеческая боль, вопиющая об участии, вылилась в несколько направлений деятельности, объем которой даже трудно представить: кажется, что это просто не по силам человеку.

С Богом все возможно. И вот уже в Братске действует несколько лет Сестричество милосердия и Душевно-попечительский центр для алко- и наркозависимых в Вихоревке, открылся и консультационный центр «Маяк» для зависимых в центральном районе Братска.

Непросто рассказать обо всей этой огромной работе, но попробуем это сделать, ведь все это происходит рядом с нами, на наших глазах.

Сестричество милосердия

О Сестричестве милосердия , которое сейчас насчитывает 16 сестер, батюшка сетует: «при недостатке информации к нему сейчас возникло неправильное отношение. Очень хочется, чтобы люди понимали, что это не монашеский орден и не какая-то закрытая структура. Это волонтерское движение, которое чаще всего объединяет неравнодушных женщин, но и для мужчин здесь найдется немало работы: и водители всегда требуются, и много тяжестей приходится переносить по больничным коридорам, что для женщин непросто».

Сестричество окормляет Центральную районную больницу, Падунский филиал сестричества – онкоцентр и детский дом. Работа ведется также с Домом-интернатом для инвалидов (Домом престарелых) и Центром социальной адаптации (социальным приютом). Осуществляется также патронаж на дому.

Важно понимать, что сестры милосердия не только не монахини, но даже и не медицинские сестры. Конечно, они проходят санминимум, умеют оказать человеку первую помощь, но их задача в другом – это утешение больных и, при желании больного, разговор о Христе, если человек хочет повернуть свою жизнь к свету Христову, побольше узнать о Нем, креститься или исповедоваться. Тем более что работать сестрам приходится чаще всего с паллиативными больными.

Есть в ЦРБ и домовая церковь во имя великомученицы Елисаветы Феодоровны Романовой, где служатся Литургии и один раз в две недели – молебны.

Кроме того, сестры ведут много просветительской работы, в том числе и с сельскими жителями: не всегда и не везде у человека есть возможность прийти в храм тогда, когда в село приезжает священник.

Структурно сестричество состоит из сестер, которые принесли обеты (не монашеские: эти сестры берут на себя ответственность в течение всей дальнейшей жизни служить ближнему и не оставаться в стороне от социальных проблем). И хотя эти сестры носят апостольники (белые головные уборы с красным крестом), они не уходят из своей семьи. Они просто соединяют свою обычную жизнь схристианским подвигам социального служения.

Хотя в сестричестве сейчас два «филиала»: Центральный и Падунский (за ним присматривает отец Николай Осипов), и в каждом есть свои старшие сестры (в центре – Наталья Суханова, а в Падуне – Надежда Михайловна Ратушнюк, это части одного целого. Сестры собираются вместе, молятся, общаются, все сестры эпизодически исповедуются у отца Алексия.

Основную же часть сестер должны, конечно, составлять волонтеры – те, кто не приносит обетов, но готов послужить ближнему, найти для этого любовь и время. А волонтером может стать любой желающий человек, способный к состраданию. И такие люди сейчас очень нужны. Они могут быть прихожанами любого прихода. Главное – чтобы им хотелось уделять часть своего времени в помощь больным и страждущим.

Отец Алексий с удивлением рассказывает: «Бывает, приходят ко мне с других приходов с просьбами: «Вот, у вас тут сестры есть. Давайте мы вам еще свою лежачую прихожанку «подкинем»! Всегда в ответ обращаюсь к женщинам этого прихода: сами берите человека на патронаж. Не ищите, кто сделает за вас. Это вам Господь дал возможность сделать доброе дело – начинайте, делайте, не перекладывайте на других! Вливайтесь в наши ряды. Может, и в сестричество войдете, если волонтерская работа по сердцу придется. Надо побеждать духовную зиму, отогревать сердца – и свои, и сердца ближних».

Работы очень много. Главное – приступать к такой работе с чистым сердцем, без каких-то своих фантазий. «Например, приходит к нам женщина, - поясняет батюшка. – Говорит: «Хочу с детьми работать!». Но это направление, Слава Богу, на уровне государства хорошо кадрами обеспечено. У нас есть только небольшое количество детей, которых изымают из семей в инфекционное отделение: они там изолированы и к ним не допускают, дети там пребывают совсем недолго. А патронажных больных много, бездомных тоже (им с пенсиями пытаемся им помогать, с пропиской). Много всего. Но для женщины это «все не то» - ушла, к сожалению. А не надо искать той работы, которая тебе нравится – надо браться за то, что Бог дает. Но мы «зимой» живем, «духовная зима» везде. Даже в храм люди с этой «зимой» приходят, с ней остаются и причащаются…».

Душевно-попечительский центр для страдающих от зависимостей

Когда отец Алексий начинает говорить о Центре для алко- и наркозависимых, создается впечатление, что он выносил Центр, как детище, внутри себя, и теперь лелеет его, воспитывает, оберегает. Всех воспитанников-реабилитантов батюшка через свое сердце пропустил. Начинали работать в апреле, когда весна и тепло, и так горько и обидно было батюшке, что «мало, видимо, для них сделал, раз не приняли как свое, не остались. Не смог – прости, Господи!». Потом, со временем, стал мудрее: «Я сделал все, что смог: накормил, дал помыться и переночевать в чистой постели, вспомнить себя человеком, а дальше каждый свободен. Конечно, это не значит, что я совсем отпустил ситуацию. Просто перестал многого ожидать».

«Душевно-попечительский центр во имя святителя Иоанна Шанхайского» - это двухэтажное здание в Вихоревке, в котором две части: домовая церковь (здесь находится приход в честь Тихвинской иконы Матери Божией и в воскресные и праздничные дни проводятся богослужения) и жилое помещение (2 кельи для мужчин и 1 для женщин). В целом дом рассчитан на проживание 12 мужчин и 3 женщин. В холодное время бывает и больше, приходится подставлять кровати. Слава Богу, у женщин переизбытка в количестве реабилитанток не бывает. Кроме этого, есть комната-класс с большим телевизором и экраном для просмотра фильмов.

Все реабилитанты живут по реабилитационной Программе: познание самого себя, понимание причин деформации собственной личности, служба, исповедь, причастие, труд. Все обязательно участвуют в богослужении, кто-то помогает батюшке в алтаре, есть свои чтецы. Из числа реабилитантов выбирается староста, который следит за соблюдением правил проживания. Есть также консультант – служащий Центра, получающий небольшую зарплату. Это первый помощник батюшки в Центре и его правая рука. Уже третий год эту должность занимает иркутянин Сергей Хорошев. Своих выращивать сложно: понадеешься на человека – а у него своя жизнь, свои планы.

Хотя отец Алексий, не первый год наблюдая за судьбами реабилитантов, уверен: «Получил исцеление – надо обязательно поделиться этим, поработать Богу какое-то время. Иначе может быть рецидив».

Большое внимание уделяется в Центре трудотерапии: здесь существуют столярная мастерская и мастерская по производству тротуарной плитки. Есть и оборудование для этого производства: что-то купили, а что-то и сами сделали. И это неслучайно: алкоголизм, как и любая другая страсть, возникает от чрезмерного эгоизма или саможаления, поэтому, чтобы разорвать путы греха, нужно научиться думать не о себе, а больше смотреть вокруг, перенести акцент на окружающее: на отношения с Богом, людьми, миром. Тогда появится шанс дожить оставшуюся часть жизни по-человечески, преодолеть деградацию.

Отец Алексий очень тепло и проникновенно говорит о жителях своего Центра: «Понятно, что большинство из наших подопечных находятся в страшном душевном и духовном состоянии. Большинство из них просто не сможет выжить в этом мире по-другому, без знакомого и необходимого «протектора». Это «люди без кожи», очень ранимые. Жаль, мы ограничены в своих силах: мало кому можем помочь».

Батюшка рассказывает, как неохотно и мало жертвуют на помощь зависимым: в обществе таких людей обычно активно не любят, осуждают, считают виноватыми в их деградации, считают, что они не достойны участия, сострадания, доброты. И, слушая ласковый батюшкин голос, невольно испытываешь стыд: ведь и правда, видя пьяных и опустившихся людей, стараешься чаще пройти мимо, «не заметить», негодуешь… А ведь если чья-то душа по Милости Божией старается вырваться из этого прижизненного ада, это ведь чудо и незаметный подвиг. Это огромный труд и огромное напряжение. Это победа. Это радость. Для всех радость, потому что мы все члены одного Тела Христова, одной Церкви, братья и сестры, одна семья. «а л том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15; 32).

Наверное, нет ни одной семьи, где в той или иной мере не проявлялась бы в ком-нибудь из ее членов какая-либо зависимость: алкогольная, табачная или наркотическая. В обществе сейчас действительно страшная ситуация в вопросе различных зависимостей.

Почему возникает зависимость? Очень часто это идет из семьи. Или все начинается еще в утробе матери, страдающей от зависимости. Или в семье ребенка (уже подростка 12-14 лет), когда родители гонятся за зарабатыванием денег и не стараются услышать и понять, и он пытается найти признание во взаимоотношениях на улице, где чаще всего его встречает асоциальная пьющая компания. От выпитого возникает эйфория: вокруг все добрые, друг друга понимают - и он ищет повторения, потому что там ему «было хорошо». Так часто люди, отсидевшие в тюрьмах много лет и не видевшие в жизни ничего хорошего, все равно вспоминают это время с какими-то приятными ощущениями. И это страшно: человек вспоминает не тепло семейного очага, которого он не почувствовал; не маму с бабушкой, а своих собутыльников или подельников, потому что там «ему было хорошо», он что-то из себя представлял, был кем-то в собственных глазах.

Не менее страшно, когда в семье формируется созависимость. Тогда возникают просто дикие ситуации: например, есть семья, в которой сын 40 лет на героине, и мама постоянно перезанимает деньги, берет кредиты, чтобы обеспечить ему необходимую дозу. Она считает себя верующей, бывает в храме, но решила для себя, что «мальчику» нужно употреблять каждый день, а есть можно не каждый, лишь бы только ему не было плохо. Так же бывают созависимые, пьющие вместе.

Но созависимость возникает не только в том случае, когда члены одной семьи подвержены общей страсти. Созависимыми становятся родители, супруги, родственники, которые просто живут рядом, в одной квартире. Хотя они не употребляют алкоголь или наркотики сами, но живут в этом состоянии болезни, разделяют его каждый день.

В центре осуществляется первичный прием, консультация и дальнейшая работа по подержанию мотивации к будущей новой жизни, свободной от греховного пристрастия.Поэтому в городе Братске на улице Комсомольской 45 был открыт православный Консультационный центр «Маяк» для зависимых и созависимых людей, страдающих от собственной страсти или страсти своего родственника (телефон для  связи: 8 950 058 15 10). Сюда может обратиться как любой человек, который осознал свою зависимость, так и родственник такого человека. Осознать свою проблему и решить от нее избавиться достаточно сложно: человек просто не знает, как с этим справиться и чем заполнить после свою жизнь. Также важно и правильно вести себя родным зависимого человека. Поэтому задача специалистов центра (психологов, консультантов по химическим зависимостям) – оказать помощь и поддержку людям, попавшим в сети зависимости, и вернуть мир, радость и здоровье им и их семьям.

Занятия в Консультацинном центре рассчитаны на людей любого верисповедания, любой конфессии, но при этом служат в центре люди православные.

Отец Алексий призывает всех нас не быть равнодушными к проблемам любого Батюшка считает, что успешная реабилитация – это, прежде всего, профилактика, это пропаганда здорового и добродетельного образа жизни, которая в свое время обошла таких людей стороной и привела к поврежденности души, духа, характера, тела. Самое правильное время работы по этому вопросу – это работа с семьями, детьми и подростками. Как только почувствовали, что «что-то не так»: пропадает в семье доверие, ребенок стал скрытным, часто исчезает из дома – сразу нужно разбираться, действовать, пока не поздно.страждущего человека, в том числе и зависимого от алкоголя или наркотиков. «Это фашизм, - говорит батюшка, - если мы полностью вычеркнем таких людей из нашей жизни. Дескать, это их личный выбор, не будем ничего для них делать, пусть сами вымрут. Так нельзя. Каждая душа драгоценна у Бога, и мы не можем позволить своей совести остаться жестокими к страждущему человеку, как бы неприглядно он ни выглядел». Волонтерская работа нужна во всех сферах деятельности Церкви.

Опыт такой работы уже имеется в центральных областях России, очень развита подобная деятельность в Санкт-Петербурге. Нам еще предстоит осознать важность этой работы как на уровне государственном (без достаточного финансирования любая деятельность невозможна), так и на уровне личностного сострадания и внимания к людям каждого из нас.

Многоточие…

Каждый раз, встречаясь со священниками нашей епархии, восхищаешься их решимостью жить в свете Евангельских заповедей и тем колоссальным объемом работы, который они исполняют с Божией помощью.

И еще испытываешь чувство вины перед Богом и перед ними за то, что ты – христианин по названию – так и не рискнул стать рядом, служить по силам, принося в наш несовершенный мир на крупицу добра больше.

Мы все прихожане какого-нибудь храма, где получаем даром любовь и помощь Божию. Здесь священники возносят молитвы о нас и наших близких, исповедуют, причащают, утешают. Их «рабочий день ненормированный», и часто им недостает сил и здоровья, а их семьям – тепла и внимания мужа и отца именно потому, что мы экономим свои усилия и становимся «христианской группой потребления» «услуг» данного храма.

И это приносит «актированные дни» в зиму нашей души, и мы никак не можем жить просто и счастливо, не можем приблизиться ко Христу.

А все просто: «И царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из братьев моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25; 40). Поврежденное человеческое сердце в гордыне своей знает и лелеет только свое, и чем больше бережет себя, свой покой и комфорт, тем больше отдаляется от Бога. А сколько вокруг работы, которая растопит лед гордыни и освободит сердце для любви Божией!

Сколько малоимущих, больных, страждущих, скорбящих! Сколько нужно волонтеров, сестер милосердия, психологов в Центр о.Алексия, учителей за небольшую зарплату в православную гимназию, сторожей, дежурных и водителей в храм, сколько спонсоров и помощников по делам хозяйственным! У каждого из нас есть повод отогреть свое сердце и приложить свои руки к какому-либо нужному для человека (а через него и для Бога!) делу.

Все очень просто: нужно просто подойти к батюшке или к дежурному в храме и сказать: я хочу и могу делать то-то и то-то, оставить свои координаты и с открытым сердцем и благодарной радостью принять все, что пошлет нам Господь как возможность послужить Ему.

И тогда наступит духовная весна и настоящая Пасха, потому что наша душа воскреснет от смерти в гордыне к живой жизни во Христе.

 

 

Автор: Пресс-служба Братской епархии
 
По теме
Иркутский областной краеведческий музей имени Муравьева-Амурского с 30 марта приглашает иркутян и гостей города на новую выставку «Именины Ивана Степановича» в выставочный отдел «Музейная студия».
24 марта 2024 года, в Неделю 1-ю Великого поста, Торжество Православия, епископ Братский и Усть-Илимский Константин  совершил Божественную литургию в  соборе в честь Рождества Христова  города Братска.
23 марта 2024 года, в субботу Седмицы 1-ой Великого Поста, после вечернего Богослужения  епископ Братский и Усть-Илимский Константин  в сослужении клириков храма возглавил чин Литии в  соборе в честь Рождества Христова  
Народный календарь 20 марта Павел Капельник. В этот день отмечается память двух святых с одинаковыми именами: преподобного Павла Простофилоса, жившего в IV веке, и святителя Павла Исповедника, епископа Прусиадского,
В гости – на ифтар! - Чунский район Сегодня воспитанники чунского детсада № 2 побывали на детском ифтаре. Ифтар - это вечерний приём пищи у мусульман во время святого месяца Рамадан.
Чунский район
Вспышку гепатита А выявили в новосибирской школе №190 - Baikal24.Ru В Новосибирске в школе №190 в Академгородке выявили несколько случаев заболевания гепатитом А. Диагноз подтвердился у трех учеников, сообщает местное издание "Родные берега" со ссылкой на департамент образования.
Baikal24.Ru
Вирусная геморрагическая болезнь кроликов - Город Зима ВИРУСНАЯ ГЕМОРРАГИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ КРОЛИКОВ    Вирусная геморрагическая болезнь кроликов (ВГБК, геморрагическая пневмония кроликов, некротиче-ский гепатит) – высоко заразная, инфекционная болезнь,
Город Зима
Открытие книги 16+ - ЦБС города Братска Дорогие читатели, в библиотеке №4 появились новые книги. Пора открыть для себя новые миры, пережить захватывающие приключения, разгадать тайны и погрузиться в увлекательные истории!
ЦБС города Братска